The Social Network The Social Network  


"The Social Network" («Социальная сеть») – вышедший в 2010 году художественный фильм Дэвида Финчера по сценарию Аарона Соркина о создании самой популярной в мире социальной сети Facebook и связанных с этим судебных разбирательствах. Сценарий написан по книге Бена Мезрича «Миллиардеры поневоле: как создавался Facebook, история о сексе, деньгах, гениальности и предательстве». В роли основателя Facebook Марка Цукерберга снялся Джесси Айзенберг. В работе над этим проектом не участвовал ни Цукерберг, ни кто-либо ещё из сотрудников Facebook, хотя один из соучредителей Facebook, Эдуардо Северин, выступил в качестве консультанта книги Мезрича. Фильм быд выпущен в США 1 октября 2010 года кинокомпанией Columbia Pictures.


Картина получила широкое признание, а критики восторженно отзывались о монтаже, актёрской игре, музыке и сценарии. Многие, в том числе и сам Цукерберг, критиковали фильм за множество неточностей. «Социальная сеть» попала в десятку лучших фильмов 2010 года, составленную 78 критиками, 22 из которых поместили этот фильм на первое место. Кинокритик Питер Трэверс из "Rolling Stone" назвал «Социальную сеть» фильмом года. «Переплетая свойственную им язвительное остроумие с опустошающей депрессией, Финчеру и Соркину удалось определить мрачную иронию последнего десятилетия» (Питер Трэверс). «Социальная сеть» получила восемь номинаций на «Оскар» и удостоилась наград в номинациях «Лучший сценарий», «Лучший монтаж» и «Лучшая музыка к фильму». На 68-й ежегодной церемонии вручения премии «Золотой Глобус» картина получила награды в номинациях «Лучший фильм», «Лучшая режиссура», «Лучший сценарий» и «Лучшая музыка к фильму», став триумфатором вечера.


Сюжет

2003 год, студента психологического факультета Гарвардского Университета Марка Цукерберга бросила девушка Эрика Олбрайт. Он возвращается в студенческое общежитие пьяным и пишет язвительную запись о ней у себя в блоге. Это вдохновляет его на создание внутри-университетского вебсайта под названием Facemash, который позволит пользователям оценивать привлекательность студенток по их фотографиям, украденным из различных университетских систем. После того как из-за трафика этого сайта частично вышла из строя локальная сеть Гарварда, Марка на полгода отстранили от учёбы. Популярность Facemash и тот факт, что Марк создал его за одну ночь, будучи пьяным, привлёк к нему внимание Кэмерона и Тайлера Уинклвосс, а также их бизнес-партнёра Дивьи Нарендры. Близнецы Уинклвосс пригласили Марка в свой клуб новичков, где Марк принял их предложение стать программистом будущего сайта знакомств под названием Harward Connection, который будет предназначен исключительно для выпускников Гарварда.

Марк обращается к своему другу Эдуардо Северину и рассказывает ему об идее создания социальной сети "Thefacebook", предназначенной исключительно для студентов Гарварда. Он объясняет, что этот сайт может повторить успех Facemash, но поскольку регистрация будет добровольной, это поможет избежать этических проблем, возникших с прежним сайтом. Эдуардо соглашается помочь Марку, предоставив ему $1,000 на создание сайта. Они распространяют ссылку через клуб Phoenix S-K, в котором состоит Эдуардо, и сайт быстро набирает популярность среди студентов. Узнав о Thefacebook, близнецы Уинклвосс и Нарендра начинают думать, что Марк украл их идею, отложив создание их сайта. Тайлер и Дивья хотят подать на Марка в суд за кражу интеллектуальной собственности, но Кэмерон убеждает их решить проблемы как подобает «джентльменам из Гарварда».

На лекции Билла Гейтса студентка Гарвардского Университета Кристи представляется и представляет свою подругу Элис Эдуарду и Марку, попросив ребят "Facebook me". Эта фраза Кристи впечатлила их обоих. Кристи приглашает их в бар, где Марк случайно встречает Эрику, которая понятия не имеет о Thefacebook, потому что она не студентка Гарварда. Марк решает расширить сайт, подключив Йельский, Колумбийский и Стэнфордский Университеты. Thefacebook продолжает набирать популярность, в то время как близнецы Уинклвосс и Нарендра смотрят как «их идея» набирает обороты без их участия. Кэмерон отказывается подавать в суд и вместо этого обвиняет Марка в нарушении кодекса студента Гарварда. Используя связи своего отца, они встречаются с президентом Гарварда Ларри Саммерсом, который отнёсся к близнецам пренебрежительно и увидел потенциальную выгоду в дисциплинарном наказании и в самом вебсайте Thefacebook.

Через Кристи, которая становится девушкой Эдуардо, Марк и Эдуардо знакомятся с соучредителем Napster Шоном Паркером. Эдуардо отнёсся к Шону скептически, ссылаясь на сложный характер и карьеру Шона. Шон воспринимает Facebook почти так же, как Марк, что сразу вызвало у Марка восхищение. На прощание Шон советует убрать из названия Thefacebook артикль The.

По совету Шона, Марк переводит компанию в Пало-Альто, в то время как Эдуардо остаётся в Нью-Йорке искать рекламодателей. Шон советует Марку никому не отдавать права владением Facebook, иначе Марк может потерять потенциально прибыльное дело, как это произошло с основателем Victoria’s Secret Роем Рэймондом. После того как Шон пообещал распространить Facebook на два других континента, Марк пригласил Шона жить в доме, который он использовал в качестве штаб-квартиры компании.

На гарвардских соревнованиях по гребле Henley Royal Regatta близнецы Уинклвосс узнают, что Facebook стал доступен в ряде английских университетов и видят, что кто-то разместил там видео о том, как они проиграли финал Hollandia Roeiclub. Кэмерон передумывает, и они решают судиться. Когда Эдуардо возвращается из Нью-Йорка, он приходит в ярость, узнав, что Шон живёт в их доме и принимает бизнес-решения в отношении Facebook. Между Эдуардо и Марком возникает ссора, в ходе которой Марк обвиняет Эдуардо в провале попыток найти рекламодателей. Эдуардо замораживает банковский счёт и возвращается в Нью-Йорк.

Кристи ссорится с Эдуардо, увидев, что в его статусе на Facebook написано, что он «одинок». Кристи не верит Эдуардо, когда он тщетно пытается объяснить ей, что он просто не знает, как изменить профиль. Она обвиняет его в предательстве и сжигает шарф, который он ей подарил. Пока Эдуардо пытается потушить пожар, ему звонит Марк и говорит, что хоть он и расстроен тем, что Эдуардо поставил Facebook под угрозу, заморозив банковский счёт, они получили $500,000 от бизнес-ангела Питера Тиля. Из-за поведения Кристи Эдуардо решает расстаться с ней.

Приехав в штаб-квартиру на встречу, Эдуардо узнаёт, что контракт, который он подписал с инвесторами Шона, позволил им уменьшить его долю в компании с 34% до 0,03%, распределив его долю между другими сторонами. Он обвиняет Марка и грозит ему судом. Во время вечеринки по случаю регистрации миллионного пользователя Facebook Шон и несколько других сотрудников Facebook были арестованы за хранение кокаина. Шон пытается убедить Марка, что совершенно не причастен к случившемуся и что кокаин ему подбросил Эдуардо, но Марк не верит и говорит ему «убираться домой».

В повествование вплетены сцены с рассмотрением судебных исков против Марка и Facebook, один из которых подали близнецы Уинклвосс, а другой – Эдуардо. Близнецы Уинклвосс утверждали, что Марк украл их идею, в то время как Северин утверждал, что его доля в Facebook была уменьшена, когда компания была неделимой. В конце Мэрилин Делпи, адвокат защиты, говорит Марку, что они должны договориться с Эдуардо, поскольку нелицеприятные подробности создания Facebook и непорядочное поведение Марка не вызовут симпатию у правосудия. Когда все уходят, Марк на Facebook отправляет Эрике Олбрайт запрос на дружбу, после чего в ожидании ответа обновляет страницу каждые несколько секунд.


В ролях

Джесси Айзенберг – Марк Цукерберг
Эндрю Гарфилд – Эдуардо Северин
Джастин Тимберлейк – Шон Паркер
Эрми Хаммер – Кэмерон Уинклвосс, Тайлер Уинклвосс
Джош Пэнс – Тайлер Уинклвосс (дублёр Эрми Хаммера)
Макс Мингелла – Дивия Нарендра
Бренда Сонг – Кристи Ли
Рашида Джонс – Мэрилин Делпи
Джозеф Мацелло – Дастин Московиц
Руни Мара – Эрика Олбрайт
Дастин Фитцмонс – Президент клуба The Phoenix S-K Club
Патрик Мэйпл – Крис Хьюз
Дуглас Урбански – Ларри Саммерс
Уоллос Лэнгам – Питер Тиль
Дакота Джонсон – Амелия Риттер
Малис Джоу – Элис Кэнтвел
Дэниз Грейсон – Гретхен
Джеймс Шанклин – Принц Альбер II
Тревор Райт – Джош Томпсон
Джон Гетц – Сай
Шелби Янг – Кей Си
Дэвид Шелби – Гэйдж
Аарон Соркин – Рекламодатель


Кастинг

Кастинг начался в начале августа 2009 года. Первым в сентябре 2009 года был утверждён на роль Джесси Айзенберг. (По стечению обстоятельств, в интервью Дайан Сойер в программе «Мировые новости с Дайан Сойер» на ABC Цукерберг признался, что двоюродный брат Айзенберга, Эрик Фишер, работает дизайнером в Facebook). Несколько дней спустя Джастин Тимберлейк был утверждён на роль Шона Паркера, а Эндрю Гарфилд – на роль Эдуардо Северина. В октябре 2009 года кастинг прошли Бренда Сонг, Руни Маара, Эрми Хаммер, Шелби Янг и Джош Пенс. Роли в фильме также получили Макс Мингелла и Дакота Джонсон.


Съёмки

Съёмки начались в Кембридже, штат Массачусетс. Сцены фильма снимались на территории двух массачусетских подготовительных школ, Philips Academy и Milton Academy. Дополнительные сцены снимались на территории Wheelock College, который выступал в роли Гарварда. (Гарвард отвергает любые предложения о съёмках на своей территории с тех пор, как во время съёмок фильма «История любви» в 1970 году университету был причинён материальный ущерб). Со 2 по 4 ноября съёмки проходили в Homewood campus Университета Джона Хопкинса, который также предстаёт в роли Гарварда. На первую сцену фильма, где Цукерберг расстаётся со своей девушкой, ушло 99 дублей. Фильм снимался на цифровую камеру Red One с разрешением 4K. Сцены с соревнований по гребле с участием братьев Уинклвосс снимались в Community Rowing Inc. в Ньютоне, штат Массачусетс, и на Henley Royal Regatta. Несмотря на то, что значительное количество событий второй половины фильма развивается в Кремниевой Долине, создатели фильма решили снимать эти сцены в Лос-Анджелесе и Пасадене.

У Эрми Хаммера, исполняющего роли близнецов Уинклвосс, был дублёр Джош Пенс. Лицо Эрми Хаммера впоследствии при монтаже накладывали на лицо Джоша Пенса, в то время как в других сценах использовали склеенные кадры. Сам Пенс появляется в эпизодической роли. Пенс беспокоился по поводу того, что в фильме не покажут его лицо, но, тщательно обдумав роль, он счёл её незначительной. Хаммер утверждает, что Дэвиду Финчеру «нравится бросать вызов себе и технологиям» и что он «один из самых технологически-подкованных людей из всех, кого он видел». Это подразумевало отправку актёров в лагерь для близнецов на 10 месяцев, чтобы они узнали всё о Уинклвоссах.

Исполняющие главные роли актёры Джесси Айзенберг и Эндрю Гарфилд во время съёмок стали очень хорошими друзьями, что, по словам Айзенберга, усложнило процесс съёмок, поскольку ему было сложно видеть, как страдает персонаж Гарфилда и оставаться при этом непреклонным.


Сцена с соревнованиями по гребле

Community Rowing Inc. организовали кастинг и посмотрели 20 гребцов для массовки, некоторые из которых были из Гарварда, Северо-восточного Университета, Бостонского Университета, Университета Джорджа Вашингтона и Колледжа Тринити, а также из местных клубов гребцов Union и Riverside. Никто из тех гребцов, которые принимали участие в кастинге, не появились в фильме в сцене Henley Royal Regatta; изначально сцену с соревнованиями планировалось снимать в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, но Финчер решил перенести съёмки в Новую Англию.

Дэвид Финчер нанял тренера Дона Ригана из Loyola Marymount University для обучения Джоша Пенса и Эрми Хаммера. Пенс уже занимался греблей, когда учился в Dartmouth College, в то время как Хаммер был новичком в этом виде спорта.

Актёры массовки в сцене на Реке Чарльза:
Том Оустон и Джо Кэрролл
Генри Русевелт и Тедди Шрек
Тайлер Уильямсон и Мэтт Вебб
Перин Гамильтон и Стив Барчик
Лукас Абегг и Джим Бэйли (дублёры Хаммера и Пенса)

Сцена с греблей снималась на территории Бостонского Университета. Все синие вёсла Бостонского Университета были перекрашены для съёмок в бордовый цвет, как в Гарварде. Дэн Бойн был официальным консультантом по гребле как в США, так и в Великобритании.

В некоторых эпизодах сцены с регатой настоящие пейзажи заменены миниатюрными макетами.


Музыка

1 июня 2010 года было объявлено, что музыку к фильму пишут Трент Резнор и Аттикус Росс. Саундтрек был выпущен 28 сентября 2010 года на независимом лейбле Трента The Null Corporation в разных форматах. В преддверии выхода саундтрека, 17 сентября 2010 года, был представлен для скачивания бесплатный ознакомительный сборник с пятью треками. 30 августа 2010 года на официальном сайте фильма была представлена композиция, не вошедшая в саундтрек – "Hand Covers Bruise (No Piano)".

Дэвид Финчер предложил Тренту сделать музыку для фильма «Социальная сеть» осенью 2009 года. Поначалу к идее о фильме про Facebook Трент отнёсся скептически, но, прочитав сценарий Аарона Соркина, изменил своё мнение. Тем не менее Трент отказался, поскольку только что вернулся из длительного тура и хотел отдохнуть. Но на протяжении нескольких месяцев это не давало Тренту покоя. Ему казалось, что он подвёл Дэвида. Поэтому Трент снова связался с Дэвидом и сказал: «Я хочу ещё раз повторить, как мне жаль, что я не работаю над этим музыкальным оформлением, если будешь работать над чем-нибудь ещё, обращайся ко мне». А он ответил: «Я всё ещё жду, когда ты согласишься».

Трент приступил к работе весной 2010 года. Поскольку Трент никогда раньше не делал музыкального оформления для фильмов, он пригласил своего давнего друга и коллегу Аттикуса Росса, который незадолго до этого сделал успешное музыкальное оформление к фильму «Книга Илая».

Идея о размещении композиции "Hand Covers Bruise" в самом начале фильма принадлежала Дэвиду Финчеру. По мнению Трента, это было очень удачное решение, поскольку эта композиция задала определённый настрой фильма. Благодаря "Hand Covers Bruise" «Социальная сеть» стала восприниматься как драма.

По словам Трента, сложнее всего было записывать кавер-версию композиции Эдварда Грига "In The Hall Of The Mountain King". На её запись у Трента с Аттикусом ушло 3 недели. Идея о том, что эта композиция должна звучать во время сцены с регатой принадлежала Дэвиду Финчеру.

По своему звучанию саундтрек к «Социальной сети» близок к предыдущей совместной работе Трента и Аттикуса, вышедшему в 2008 году инструментальному альбому "Ghosts I-IV". Более того, на саундтреке представлены две переработанные композиции с "Ghosts I-IV" (трек Magmetic" основан на "14 Ghosts II", "A Familar Taste" – это ремикс на "35 Ghosts IV").

Жанр музыки: пост-индастриал, экспериментальная музыка, дарк-эмбиент, электроника.

Саундтрек получил широкое признание и множество положительных отзывов критиков.

За музыку к «Социальной сети» Трент и Аттикус получили несколько престижных наград, в частности премию Американской Киноакадемии «Оскар», «Золотой Глобус», награду Ассоциации Кинокритиков США, награды Общества Кинокритиков Бостона, Ассоциации Кинокритиков Лос-Анджелеса, Общества Кинокритиков Лас-Вегаса, Ассоциации Кинокритиков Сент-Луиса, Женского Союза Киножурналистов, Ассоциации Кино- и Телекритиков, также они были номинированы на награды Ассоциации Кинокритиков Вашингтона, Общества Кинокритиков Сан-Диего, Общества Кинокритиков Хьюстона, Satellite Awards, Ассоциации Кинокритиков Чикаго, Ассоциации Кинокритиков Центрального Огайо и Общества Кинокритиков Денвера.

Всего в фильме звучит 18 композиций, некоторые из которых не представлены на санудтреке. Среди них были песни The Beatles, Боба Марли, Super Furry Animals, 10cc, Gkuecifer, Dead Kennedys и The White Stripes. В начале фильма играет песня The White Stripes "Ball and Biscuit", а завершает фильм песня The Beatles "You’re a Rich Man".

Песня, которая играет в клубе (в Калифорнии), исполнена Деннисом де Лаатом и называется "Sound of Violence (Main Mix)". На саундтреке она не представлена.

Подробно о том, как Трент и Аттикус создавали музыку к фильму «Социальная сеть», можно прочесть в различных интервью.


Промоушен

Первая афиша появилась 18 июня 2010 года. Первый тизер был представлен 25 июня 2010 года, второй тизер – 8 июля 2010 года. 15 июля 2010 года был показан официальный трейлер, в котором играет отредактированная версия песни "Creep", изначально исполненной Radiohead и перепетой бельгийской группой Scala & Kolacny Brothers. Этот трейлер показывали в кинотеатрах перед фильмами «Начало», «Ужин с придурками», «Солт», «Отличница лёгкого поведения», «Удар по девственности» и «Копы в глубоком запасе».


Реакция

Сценарий просочился в Интернет в июле 2009 года. В ноябре 2009 года исполнительный продюсер Кевин Спейси сказал: «"Социальная сеть", наверное, будет намного веселее, чем все думают». "The Cardinal Courier" утверждал, что этот фильм об «алчности, одержимости, непредсказуемости и сексе» и задавался вопросом «даже несмотря на то, что у Facebook 500 миллионов пользователей, сможет ли фильм про Facebook стать прибыльным блокбастером?» 2 июня 2010 года на конференции D8, проводимой D: All Things Digital, ведущая Свишер сказала Марку Цукербергу, что она знает, что он не в восторге от того, что «Социальная сеть» основана на его жизни, и на это он ответил: «Мне просто не хотелось, чтобы обо мне снимали фильм при моей жизни». Цукерберг сказал Опре Уинфри, что драматические события и весёлые вечеринки, показанные в фильме, – по большей части художественный вымысел, объясняя «это моя жизнь, и я знаю, что она не настолько драматична» и что последние шесть лет он сосредоточенно и упорно работал, программируя Facebook. В беседе с аудиторией в Стэнфордском Университете Цукерберг утверждал, что его мотивы создания Facebook изображены в фильме некорректно: он сказал, что создал сайт не для того, чтобы «клеить девчонок», а чтобы «сделать что-то существенное». Тем не менее он добавил, что в фильме очень точно изобразили его гардероб: «Интересно, как точно тем, кто работал над фильмом, удалось это передать – словно каждая моя рубашка и кофта в кино была моей настоящей рубашкой или кофтой».

Со-основатель Facebook Дастин Московиц сказал, что в фильме «история чересчур драматизирована… интересно смотреть, как моё прошлое переписали так, что акцентировали внимание на том, что на самом деле было совершенно неважно (как, например, Уинклвоссы, которых я даже никогда не видел и которые не имеют никакого отношения к работе, которую мы проделали за последние 6 лет) и умолчали о вещах, которые были действительно важны (например, о всех тех людях, которые были с нами тогда и всячески поддерживали нас)».

Вот что говорит Московиц: «Много потрясающих вещей произошло в 2004 году, но мы в основном просто много работали и психовали по поводу каждого аспекта. Версия в трейлере кажется намного более привлекательной, мне бы хотелось вспоминать о том, как мы напивались и постоянно занимались сексом со студентками… Сюжет книги и сценария беспощадно атакует [Цукерберга], но мне кажется, что множество его положительных качеств правдиво отражены в трейлере (не говоря уже о саундтреке). В конце концов его следовало отобразить как воодушевлённого, передового гения, каким он и является на самом деле».

Со-основатель Facebook Эдуардо Северин говорит о фильме следующее: «…этот фильм определённо был задуман как художественный, а не как документальный, основанный на реальных фактах».

Аарон Соркин сказал: «Я не хочу, чтобы моё видение воспринималось, как истина. Я хочу, чтобы это было просто рассказанной историей. Что хорошего в том, чтобы просто передавать точные факты ради точности, и не получится ли так, что истина может всё нам испортить?»

Журналист Джефф Джарвис признал, что фильм «сделан качественно», но назвал его «анти-социальным», ссылаясь на решение Соркина изменить некоторые события и персонажей для драматического эффекта, и заключил, что «эту историю с удовольствием посмотрят те, кто не принимает изменений в обществе». Технологический обозреватель Лео Лапорт соглашается, назвав фильм «анти-технолгичным и женоненавистническим». Соркин ответил на эти претензии, сказав, что он не писал о группе очень озлобленных и ярых женоненавистников.

Эндрю Кларк из "The Guardian" написал, что «в этом жанре, когда сценарий пишут о реальных событиях, есть что-то подлое», и он задаётся вопросом: «Заслуживает ли 26-летний бизнесмен того, чтобы его имя вываляли в грязи, непонятным образом подтасовав факты и подключив воображение, чтобы угодить зрителям, которые будут смотреть этот фильм?» Затем Кларк добавляет: «Я не знаю, является ли Марк Цукерберг подлецом, или гением, или и тем, и другим сразу. Но я не буду смотреть "Социальную сеть", чтобы узнать это».

Несколько известных технологических журналистов и блоггеров выразили свои мнения о том, как в фильме изображены реальные люди. Основатель Mashable Пит Кэшмор в записи блога для CNN сказал: «Если основатель Facebook [Цукерберг] хочет лишь, чтобы его изобразили как гения, придерживающегося чёткой рабочей этики, он может вздохнуть спокойно». Джесси Хемпель, технологический обозреватель Fortune, которая говорит, что «много лет» знает Цукерберга, написала о фильме следующее:

«Настоящий Цукерберг маниакально, сосредоточенно работал над созданием вебсайта, который смог бы связать всех на планете… В фильме же, напротив, создатся впечатление, что его больше волнует прибыль, о которой ему рассказывает плохой парень Шон Паркер, основатель Napster, когда он встречается с Цукербергом в нью-йоркском ресторане».

Профессор Гарвардской Юридической Школы Лоуренс Лессиг написал в "The New Republic", что в сценарии Соркина не выявлен «главный злодей» этой истории:

«Соркин никак не отобразил совершенную и абсолютную абсурдность мира, где правосудие опускается до того, что начинает защищать задетые чувства (потому что "наша идея была украдена") подавших иск учащихся Гарварда. Мы не можем понять из фильма, насколько юридически обоснованной была эта претензия. Соркин был слишком прямолинеен, не отразив тот факт, что эта история пронизана ложными обвинениями. Но из самой истории мы знаем достаточно, чтобы понять, что любая правовая система, которая в нашем веке позволяет каким-то ребятам вымогать у самого успешного бизнесмена 65 миллионов долларов, порочна сама по себе. Нарушил ли Цукерберг контракт? Возможно, но ущерб от этого был не больше $650, но никак не 65 миллионов. Он украл какой-то фирменный секрет? Конечно, нет. Он украл какую-то "собственность"? Конечно, нет – код Facebook придумал он, а "идея" о социальной сети – это не патент. Что это за правосудие, которое отдало этим близнецам 65 миллионов долларов? Такая непродуманная и несовершенная правовая система просто пугает. Эта система наживается на инновациях и креативности. И эта нажива и есть истинное зло, а не новатор, на котором наживаются».

В открытой дискуссии с соучредительницей "The Huffington Post" Арианной Хаффингтон на Неделе Рекламы 2010 года в Нью-Йорке, главный операционный директор Facebook Шерил Сэндберг сказала, что смотрела фильм и он «очень голливудский» и в основном является «художественным вымыслом». «В реальной жизни он [Цукерберг] просто сидел с друзьями за компьютером, заказывая пиццу, – утверждала она. – Кто захочет смотреть на это на протяжении двух часов?»

Американец индийского происхождения Дивья Нарендра сказал, что поначалу был удивлён, увидев, что его в фильме играет актёр не индийского происхождения Макс Мингелла, но признал, что актёр «проделал хорошую работу, развив диалоги и создав ощущение уверенности в очень неоднозначный период».


Кассовые сборы

В премьерный уикенд в США фильм дебютировал на первой строчке, собрав в кинотеатрах 22,4 миллиона долларов. Картина сохранила свою позицию и в следующий уикенд, когда сборы снизились лишь 31,2%, побив рекорд фильма «Начало» с 32%. По состоянию на 19 августа 2011 года фильм собрал $96,962,694 в США и $127,957,621 в других странах, что в общей сложности составило $224,920,315.


Релиз для домашнего просмотра

«Социальная сеть» вышла на DVD и Blu-ray 11 января 2011 года. В первую неделю после релиза DVD принёс $13,470,305 и он был самым продаваемым DVD недели. На диске был представлен аудио-комментарии режиссёра Дэвида Финчера, сценариста Аарона Соркина и актёров. На двухдисковом делюкс-издании DVD и Blu-ray представлен продолжительный материал о работе над фильмом.


Кинокритики о фильме

«Социальная сеть» получила благоприятную оценку критиков. Рецензионный сайт "Rotten Tomatoes" сообщает о том, что 96% критиков вынесли фильму положительный вердикт, заключая, что «безупречный сценарий, великолепная режиссура вкупе с превосходной актёрской игрой делают "Социальную сеть" ярким, амбициозным примером того, как нужно снимать фильмы в современном мире». Он получил на 100% положительную оценку у "Top Critics" и 95% положительных отзывов на "Metacritic", что стало свидетельством «мирового признания» и сделало фильм одним из самых высоко-оцениваемых за всю историю сайта.

Роджер Эберт из "Chicago Sun-Times" присвоил фильму четыре звезды и назвал его лучшим фильмом года. Питер Трэверс из "Rolling Stone" впервые в году присвоил фильму четыре звезды и сказал: «"Социальная сеть" – это фильм года. Переплетая свойственную им язвительное остроумие с опустошающей депрессией, Финчеру и Соркину удалось определить мрачную иронию последнего десятилетия». "The Harvard Crimson" назвали фильм «безупречным» и присвоили ему пять звёзд. Квентин Тарантино включил этот фильм в двадцатку своих любимых фильмов года.

Некоторые обозреватели отмечали, что в фильме свободно интерпретированы факты, стоящие за основанием Facebook.

«Социальная сеть» получила звание «Лучшей Картины» от Национальной Ассоциации Кинокритиков, Нью-Йоркского Общества Кинокритиков, Лос-Анджелесской Ассоциации Кинокритиков и Национального Совета Кинокритиков, став третьим фильмом в истории (после «Списка Шиндлера» и «Секретов Лос-Анджелеса») , впечатливших «Большую Четвёрку» критиков. Картина также вошла в десятку лучших фильмов 2010 года, составленную 78 критиками, 22 из которых поместили этот фильм на первое место.

Первое место фильму «Социальная сеть» присудили следующие кинокритики:

– Питер Трэверс (Rolling Stone)
– Роджер Эберт (Chicago Sun-Times)
– Кристи Лемир (Associated Press)
– Андреа Грунвал (Chicago Reader)
– Оуэн Глиберман, Лиза Шварцбаум (Entertainment Weekly)
– Бетси Шарки, Кеннет Туран (Los Angeles Times)
– Рене Родригез (Miami Herald)
– Джим Эмерсон, Дэйв МакКой и Мэри Полс (MSN Movies)
– Стивен Холден (The New York Times)
– Дэвид Денби (The New Yorker)
– Тим Роби (Telegraph)
– Джошуа Роткопф (Time Out New York)
– Энн Хорнэдэй (Washington Post)
– Джо Моргенстерн (Wall Street Journal)
The Fricken Film Critic (YouTube)


Награды

Золотой Глобус

Лучший фильм (драма): Дэвид Финчер

Лучший режиссёр: Дэвид Финчер

Лучший адаптированный сценарий: Аарон Соркин

Лучшая музыка к фильму: Трент Резнор, Аттикус Росс


Премия Британской Академии

Лучший режиссёр: Дэвид Финчер

Лучший адаптированный сценарий: Аарон Соркин

Лучший монтаж: Энгус Уолл, Кирк Бакстер


Оскар

Лучший адаптированный сценарий: Аарон Соркин

Лучший монтаж: Энгус Уолл, Кирк Бакстер

Лучшая музыка к фильму: Трент Резнор, Аттикус Росс


Премия Ассоциации Сценаристов

Лучший адаптированный сценарий: Аарон Соркин


Премия Лондонского Сообщества Кинокритиков

Лучший фильм (драма): Дэвид Финчер

Лучший режиссёр: Дэвид Финчер

Лучший адаптированный сценарий: Аарон Соркин

Лучший актёр второго плана: Эндрю Гарфилд



Номинации

Золотой Глобус

Лучший актёр (драма): Джесси Айзенберг

Лучший актёр второго плана: Эндрю Гарфилд


Премия Британской Академии

Лучший фильм: Дэвид Финчер

Лучший актёр: Джесси Айзенберг

Лучший актёр второго плана: Эндрю Гарфилд


Оскар

Лучший фильм: Дэвид Финчер

Лучший режиссёр: Дэвид Финчер

Лучший актёр: Джесси Айзенберг

Лучшая операторская работа: Джефф Кроневет

Лучший звуковой монтаж: Рен Клайс, Дэвид Паркер, Майкл Шеманик, Марк Уэйнгартен



 
Сайт управляется системой uCoz